Samishige
Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
Посмотрела этот фильм несколько дней назад дома и очень пожалела, что побоялась идти на него в кино. Как же не хватает на фоне штампованных сказок Диснея последних лет (единственное исключение - это Малефисента, но и она далеко не шедевр) по-настоящему волшебных, классических постановок! "Красавица и Чудовище" в этом плане наследует традиции европейских сказок середины XX века, невероятные костюмы и потрясающий замок очень сильно отличаются от того, что мы привыкли видеть в американских постановках. Если честно, то замок мне больше всего напомнил японскую Dark Souls: благодаря узнаваемому воспроизведению самого сооружения и какой-то неуловимой атмосферы прекрасного тления...

Кроме визуального совершенства, фильм поразил меня тем, что это - действительно волшебная сказка без налета постмодернизма. Именно благодаря этому, а также тому, что авторы примешали к классическому сюжету дополнительные мотивы, соединив фактически две сказки в одну, этот фильм смотрится так свежо. Первый сюжет - это, собственно, сюжет о Красавице и Чудовище, классические образы Гадеса и Персефоны, Жертвы и Похитителя, причем поданные без всякой фальши и внезапного феминизма, которые этим образам бесконечно чужды. Вообще, я не могу сказать, что сам по себе образ Красавицы во всех ее вариациях так уж далеко от феминизма: с учетом социальных ролей, которые четко отражаются в сюжете о похищении, образ женщины, которая приносит саму себя в жертву кошмарному Чудовищу - это далеко не беспомощная героиня. И сам по себе миф о похищении - это так же не манифестация всего самого слабого, как может показаться на первый взгляд. Да, история Улькиорры и Орихиме в реальной жизни - это далеко не так романтично как хотелось бы, потому что Чудовища не имеют привычку внезапно превращаться в Принцев (что и превращает эту сказку в вечную тему юнгианцев), да и не всякие Чудовища полезны, но очень часто для для дальнейшего развития женщине просто необходимо пройти инициацию. И тогда она обретает внутреннюю силу и уверенность. Возвращаясь к конкретному фильму, то здесь Красавица представлена в классическом виде женщины-шамана, которая с каждым проведенным в замке днем, становится все сильнее и наглее. При этом все это дополнили очень красивым сюжетом о волшебной супруге и нарушенном условии. Это вплетение совершенного другого сюжета вместо обычного зачина с хамоватым принцем, который обидел какого-то анонимного духа, мне очень понравилось - настолько логично и тонко оно здесь смотрится. И да, прекрасная нимфа действительно жертва своего мужа, которая расплатилась жизнью за любовь, но все же приятно видеть, что и у такого сюжета может быть продолжение, где муж получает возможность искупить свои грехи и начать новую жизнь через столь же мучительную смерть. В отличие от классической версии Чудовище не просто находится на грани смерти и освобождается от проклятия благодаря любви Красавицы - здесь особенно важен тот факт, что для полного разрыва с прошлым ему необходимо умереть и вернуться. И отдельно порадовал тот факт, что Чудовище не просто внезапно умирает и так же внезапно воскресает: лесной бог принимает жертву, меня одну жизнь на другую. И да, это редкий пример Чудовища, которого выперли из рамок своего сценария и превратили в нормального мужика. Принца, что показательно, и из него получилось, хотя здесь явно вмешался второй сюжет...

Ну и отдельно можно говорить про символику в визуальной составляющей фильма - это и красный цвет, преследующий нас от начала и до конца, и золотая лань, и шкуры диких зверей на которых спит героиня, и потрясающие зеркала, и гадалка с ее предчувствием смерти. В целом, получилось завораживающее кино для ценителей и детей.

изображение

@темы: инициация, Сказки, Персефона, Красавица и Чудовище, Архетипы