Остается только подписаться под словами автора. Я точно так же любой (практически любой, иногда попадаются литературные образчики) фанфикшн воспринимаю прежде всего как терапию. При проработке позитивных сценариев он помогает выйти из любовно придуманной жопы, при отрисовке сценариев негативных появляется возможность увидеть те механизмы, которые могут быть скрыты от глаз.

Ну и в целом я очень интересуюсь фанфикшеном девочек-подростков, там чистейшим бескровным срезом демонстрируются все те внутренние и социальные установки, которые популяризируются в современном обществе. Литературные качества же...

28.03.2010 в 17:37
Пишет  .molnija.:

Фанфикшн
Дублирую из жж
Написав около десятка рецензий по поттериане, захотелось обобщить свои мысли.

Глубину явления сложно переоценить. Я не про споры «тварь ли фанфикер дрожащая или право имеет», и не про то, что есть кому должна «настоящая литература». Простите за резкость, но в данных вопросах спор обычно не по сути, а у кого права больше, толще и длиннее.

А по сути фанфикшн представляет собой моделирование картины миры.
Фанфикшн - это безопасное и удобное моделирование картины мира.
Удобное, потому что фишки-маркеры-игрушки поставляются комплектом, с избытком даже.
Безопасное, потому что можно не на себе и других живых людях, а на игровом комплекте. И есть гарантии, что хотя бы часть читателей примет вас с вашим результатом – потому что песочница.

Если смотреть на тему так, то получается, что фанфикшн – это моделирование, а литература – это презентация выбранной модели. Первый вариант предполагает разработку идеи, второй – ее художественное оформление с самого выгодного ракурса. В связи с этим, идея оценки фанфикшна по меркам именно литературной критики мне кажется неоправданным, потому что по дефолту предлагается оценивать мастерство описания, а не мастерство созидания. На пальцах: художественно собранный трактор «Беларусь», смешно да?
Если слова – это детальки конструктора, то картину ими не нарисуешь. Зато если картина показывает с одного ракурса, то модель можно покрутить с нескольких сторон, оценить в перспективе, проверить на прочность, наконец.
Есть тексты, где автор исследует негативный опыт, пишет о боли. Если брать литературоведческие критерии, то получится графоманское смакование темы с диагнозом «аффтар – мазохист». Со вторым полюсом – флаффом – та же история. Счастье выглядит слишком розовым, банальным, простым. Просто фу. Но готовы ли вы, например, отказываться от простого банального счастья с хэппи-эндом: со боже как по-мещански пошло своим домом, где вас ждут, постелью, где вам избито-то как шепчут «я тебя люблю»?
Прокрустово ложе критики.

Когда я читаю истории, я задаюсь вопросом, какую тему исследует автор? Каким образом он это делает? Как далеко автор решается зайти? Как тестируется модель? К каким результатам автор приходит? В итоге я хочу увидеть фанфик как модель реальности, всегда внутренне непротиворечивую, имеющую набор тестов для связи с действительностью, развивающуюся во времени.
читать дальше

URL записи