Получив оценку и, надеюсь, зачет, я решила все-таки выложить сюда анализ сказки Андерсона "Снежная Королева". Сразу предупреждаю, что это безобразие писалось для института за одну ночь, поэтому некие погрешности в аргументации, отсутствие всеобъемлющей широты взгляда и пропущенные в анализе детали могут присутствовать. Но в целом, я опять же надеюсь, это вполне приемлемо и может быть интересно:


После некоторых размышлений я выбрала для анализа сказку «Снежная Королева». На мой взгляд она хорошо отражает структуру сказки, описанную Проппом. Кроме того, «Снежная Королева» - это женская сказка и мне показалось интересным проанализировать именно ее с учетом того, что у Проппа роль женского персонажа большей частью сводителась либо к функции дарителя (всевозможные старушки, Баба Яга), царевны двух видов и редкого описания обитательницы «большого дома».
В этой же сказке главные роли играют две женщины – сама Смерть в образе Снежной Королевы и отважная шаманка Герда, путешествующая за своим непутевым возлюбленным в потусторонний мир. Но и мужской персонаж, несмотря на свою слабость, играет немаловажную роль: как и Эдмунд в «Нарнии» Льюиса он проходит свою собственную инициацию и попутно становится причиной для путешествия Герды. Мужчина как ценный приз, который необходимо вырвать из лап Смерти: что может быть приятнее для женского самолюбия?
Итак, если говорить о Кае, то структура сказки с его «точки зрения» видится мне такой: Нарушение запрета. Встреча с Хозяйкой Леса-Смертью. Путешествие в мир мертвых на санях и в шубе. Трудные задачи. Спасение.
Как мы видим, Кая сложно назвать героем в полном смысле этого слова. Даже слабовольный Эдмунд из «Нарнии» проходит куда более внушительную инициацию и с большим результатом, ведь в финале он выступает против Колдуньи-Смерти и оказывается в числе ее победителей. Кай же остается пассивным участником истории, вяло пытающимся выполнить задание Смерти. С чем может быть связана такая безынициативность главного героя?
Я думаю, что здесь можно говорить сразу о двух моментах: во-первых, Кай уже стал частью мира мертвых т.е. умер. Во-вторых, в образе Кая можно проследить архетип характерный для последующих мифов: образ умирающего и воскресающего бога, как Думузи, Осирис и греческий Адонис. Последний напоминает Кая больше всего: как и наш герой, Адонис умер и покорно спустился в царство мертвых, где стал любимцем (любовником) Персефоны, которая является богиней смерти, самой Смертью (ее собственная сезонность на мой взгляд является результатом объединения трех разных архетипов – Девушки, Царицы-Смерти и Архетипа Сезонности). Афродита спустилась за возлюбленным в Аид, но ей удалось добиться только того, что Адонис будет полгода проводить на земле. С возвращением прекрасного юноши на земле вновь расцветают цветы и начинается весна.
Такую же картину мы видим и у Андерсона: «Затем она [разбойница] отправилась своей дорогой, а Кай и Герда своей. Они шли, и на их дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка».

читать дальше