На семинаре в институте был спор о том, достойны ли некрещеные младенцы того, чтобы попасть в дантевский Ад. Мне очень понравилась высказанная идея, что младенцы в Аду набираются уму-разуму у товарищей язычников, которые в том же кругу толпятся. Курсы повышения квалификации какие-то получаются. Причем, наша преподавательница отметила интересный момент, который пропустила я: автор осторожно говорит о том, что как прекрасно всем этим некрещеным язычникам в окружении великих мужей! И действительно, представьте себе такое собрание! Это не просто "маленький уголок Рая в Аду" - это межкультурное общение, где все имеют право на свою точку зрения.

Вообще, дантевский Ад кажется мне очень странным, а наказания подчас неравномерными! Мздоимцы только ругаются друг с другом (в чем наказание и раскаяние?), самоубийцы в образе деревьев ведут простую растительную жизнь (их там никто не рубит, заметьте), грешники-гомосексуалисты вообще ходят большой интеллектуальной компанией, а эпикурейцы покоятся в могилах! Последним в принципе повезло - они воплотили свою философию в жизнь.

Мне иногда кажется, хотя я могу быть неправа, что Данте сам не верил в то, о чем он писал. Не с философской, а именно с религиозной точки зрения. В его работе уже сильно чувствуется влияние Ренессанса, где любое проявление средневекового мировоззрения воспринималось как невежественность и отсталость. Возможно, что и он относился к образам христианства с известным цинизмом, отделяя мухи от котлет и порицая таким образом религиозный фанатизм. Одна только фигура Вергилия в сочетании с образами священнослужителей высших чинов томящихся в Аду чего стоят!