Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. Первым свою лепту в современное понимание развитие личности и разделения его на этапы ввел Зигмунд Фрейд – этот человек при всей спорности его теории с точки зрения современных психологии и педагогики, является основоположником психологии как науки. Именно он стал первооткрывателем многих понятий, которые незаметно вошли в нашу жизнь. До революционного открытия Фрейдом психологии, основной проблемой личности человека являлась его связь с Богом. В 19 века во время кризиса старой системы мышления, которая предлагала теософическую систему восприятия мира, а так же бурного развития материализма на волне учений Маркса, нигилизма Ницше, многочисленных научных открытий – в том числе теории эволюции Дарвина, человечество как никогда нуждалось в новом понятийном аппарате, который смог бы объяснить человеку, как ему строить отношения с самим собой и с тем миром, который его окружал. Именно тогда впервые становится важным общество в его современном понимании, общество в котором человек растет и развивается, обучается новым вещам и где человек ищет свое место. Нечто подобное происходило еще в Средние века, когда люди начинали развивать торговлю или искали удачи и славы во время крестовых походов, но только благодаря Фрейду человеческая душа и душевные проблемы начали рассматриваться отдельно. Основываясь на своем практическом опыте и своем понимании психики человека Зигмунд Фрейд создал следующую классификацию этапов развития человека, которую сам он считал психосексуальной...

Другим важнейшим этапом в современном понимании развития личности становится труд Эрикосона «Детство и общество», который сразу переносит нас из рубежа 19-20 веков в середину века 20, а именно – в 1963 год. На тот момент не только психология как наука, но так же само европейское общество пережило целый ряд изменений, коренным образом перевернувших восприятие человеком его собственной личности, а так же его места в обществе. Огромное влияние на умонастроения первой половины 20 века оказывается экзистенциализм, основанный Сартом, развиваемый Камю и многочисленными писателями «потерянного поколения» Первой Мировой войны, а так же поколением, пережившим Вторую Мировую и вместе с ней тот кризис в обществе, который она с собой принесла. Человек первой половины 20 века страстно желает найти свое место в мире и обращается к обществу как ключу собственного развития. То безответное отчаяние, которое рождается в умах и сердцах людей, переживших две войны, ищет выход из сложившейся тупиковой ситуации. Люди, вырванные из традиционного общественного уклада и выброшенные в мирную жизнь после окончания двух войн, лишенные воли после крушения тоталитарных режимов в Европе оказываются на пороге неизвестного. Кто-то, как Камю в «Постороннем» или Сартр в «Тошноте» не находит выход из сложившейся ситуации, абстрагируется от общества, которое ее породило и демонстрирует нигилистическое, деструктивное отношение к социуму. Психологи и педагоги того времени прекрасно понимали что подобное отношение к социуму со стороны наиболее прогрессивной части общества не может стать надежной опоры для гармоничного развития личности и стали искать выход их сложившейся ситуации. Теория Эриксона является неотемлимой частью этого поиска и предложенные им модели рассматривают человека уже не с интрапсихической и психосексуальной точки зрения, а в контексте отношения человека и общества – психосоциальной позиции. Модель Эриксона состоит из «восьми возрастов человека»...

Современное понимание психосоциального развития человека ставит перед собой задачу максимально безболезненно интегрировать личность в общество. В связи со все ускоряющимся ритмом нашей жизни в современном мире этот процесс развития так же ускоряется. Многочисленные физиологические, биологические и генетические факторы, которые до этого признавались учеными как важнейшие, в последнее время оказываются проигнорированными в угоду социальной адаптации. Однако даже психологи-специалисты по детскому развитию не могут на самом деле сказать каким будут результаты все ускоряющихся темпов обучения, все усложняющихся образовательных программ и всех тех усилий, что вкладываются современными родителями в развитие своих детей. Все чаще общество с придыханием рассматривает тиражированными современным искусством образы детей-вундеркиндов, все сильнее меняются акценты в восприятии образа ребенка в современной культуре. И вместе с этим современное общество с его низкой смертностью и высоким уровнем комфорта все больше инфантилизирует своих членов, стремясь продлить детство в уже взрослом возрасте и нарушая, таким образом, гармоничное течение развития личности...


(с) оттуда же.