Вы не ждали? А вот она я. Собственно, давно не брал я в руки шашек, потому что со сказками интереснее работать, но именно эта манга просто заставила обратиться к любимой теме! Собственно, интереснее всего в Kuroshitsuji - это то, что все персонажи на деле являются совсем не теми, кем пытаются казаться. Это связано и с очевидным фансервисом, которым нас щедро одаривает мангака, и с сюжетом.
Начнем с того, что неискушенному читателю, если он посмотрит на всевозможные арты (официальные и не очень) покажется, что перед нами классические Гадес и Персефона.
Черный человек с красными глазами вертит хрупким цветочком в трогательных шортиках. Так и видится, как оный цветочек утаскивают куда-то в спальню и насилуют ко всеобщему удовольствию. Собственно, на этих образах построен фанон, где Себастьян - жестокий демон и мучитель, который влюбляется в своего маленького господина и превращает его в демона. Это действительно несколько инфантильное восприятие отношений данной архетипической пары, где Персефону сначала крадут часто по каким-то совершенно левым соображениям, а потом понимают, что счастью нет предела.
читать дальшеПроблема заключается только в том, что в самой манге Себастьян является вполне типичным Гермесом. Он постоянно в движении, все успевает, выполняет поручения своего господина и при этом ехидная ухмылка не сходит у него с лица. И он, конечно же, трикстер, который с одной стороны дьявольски хороший дворецкий, а с другой - просто дьявол. Кроме того, сама по себе идея заключения сделок входит в сферу влияния Гермеса, точно так же как его предприимчивость (вспомните историю с духами и театральной актрисой!) и умение любыми способами навязать свою волю. А так же Гермесам как никакому другому архетипу свойственна малоэмоциональность. Они могут быть дружелюбны, улыбчивы до тошноты (вспомним Гина) и обходительны, но за этими масками скрывается ироничное отношение к окружающему миру и живой ум. Даже в критической ситуации Гермес начнет скорее лихорадочно строить планы и искать выход, чем впадать в ярость или отчаяние. Именно на этом свойстве данного архетипа построено множество комедий, где Гермес с блеском выходит из трудного положения ко всеобщему удовольствию. И чаще всего этот архетип предстает нам в образе слуги или совсем молодого человека. Любым способом подчеркивается неравенство положения Гермеса по сравнению с другими богами. Все это есть и в Себастьяне. И да, их с Сиэлем знакомство с заключением контракта - это тоже вполне гермесовская роль проводника и психопомпа, когда он появляется в самую трудную минуту и вытаскивает совсем отчаявшегося героя из беды.
Сиэль же представляет собой редкий пример очень юного Зевса. Обычно этот архетип проявляется в людях с возрастом, когда у них появляется власть и ответственность за других, но на Сиэля все это свалилось с раннего детства и потому мы видим такую неожиданную картину: хрупкий мальчик со всеми атрибутами царя. При этом, Сиэлю так же свойственна характерная для Зевсов гневливость! Они редко когда опускаются до насилия собственными руками, предпочитая использовать для этих целей административный ресурс или подчиненных в виде тех же Гермесов, Афин или Аполлонов. А у Сиэля есть прекрасный собственный Гермес, который с большим удовольствием решает все проблемы. Зевс же в это время сидит на троне - этот образ очень хорошо показан мангакой, которая часто изображает Сиэля, сидящим на креслах или за столом в задумчивой позе. При этом, в той же школьной арке очень хорошо показано то, насколько некомфортно чувствует себя Зевс, если не имеет должного статуса и власти. В этой ситуации он начинает либо сторониться окружающих, либо всеми силами пытаться подняться вверх и завоевать социальное положение. Вспомним юного Тома Риддла и его взаимоотношения с одноклассниками и другими учителями. В особенности с Дамблдором - другим Зевсом, который в глазах Риддла был пугающим конкурентом, которого он всю жизнь ненавидел и боялся. Вот и Сиэль добивается возможности сесть за стол с директором как с равным, обрести власть и статус в школе. При этом, что отличительно, пока молодой Зевс не обретет почву под ногами, он с удивительной точностью будет копировать предупредительного и обаятельного Аполлона, не подпуская к себе никого кроме самого ближнего круга. Да и потом Зевсам свойственно несколько снисходительное и потребительское отношение к окружающим его людям, хотя своих подчиненных он будет защищать до тех пор, пока его власти ничто не угрожает.
К слову, и Гермес-Себастьян, и Зевс-Сиэль в этой манге являются далеко не самыми положительными представителями своих архетипов. Скорее уж наоборот! Гермесы чаще всего представляют в искусстве как светлые помощники, веселый образ Фигаро, к примеру. Себастьян же вполне полноценный Мефистофель - тоже Гермес, но негативный по своим проявлениям в массе своей. Хотя и не утрачивающий полезность. Что касается Зевсов, то мне сразу вспоминается капитан Кирк, у которого улыбка с лица не сходит.