Издавна люди стремились объяснить свое существование и упорядочить его – в древние времена, когда магия еще не ушла из мира магглов и простые люди не стремились рассмотреть все с точки зрения академической науки религия и мистика часто заменяли собой привычные для современного человека статуты и конституцию.
Законы тогда не делились на магические и светские, а тесно связывались друг с другом в любопытный комок суеверий и ритуалов.
Так, в древней Элладе перед любым принятием важного закона или начала основного похода светская власть советовалась с жрецами и оракулами – особенно известным был дельфийский оракул, где женщины-пифии давали ответ на любые вопросы. Естественно, что во многом эти ответы были лишь отговорками (как знаменитый ответ о разрушении великого царства, данного царю Криту), либо тщательно спланированным указанием от жрецов.
Желание человека во всем консультироваться в высшими силами совершенно понятно -древний человек еще не чувствовал себя царем природы в общепринятом сейчас понимании и старался заслужить благославление богов, чтоб не быть таким одиноким и беззащитным перед лицом стихий и превратностей судьбы.
Часто это приводило к тому, что жрецы прибирали фактическую власть в стране и становились законодательным органом, преобразовывая светское правосудие в послушного исполнителя.
Так было и в Галлии – общая раздробленность, деление на множество мелких племен, таких как гельветы, белги и т.д., жадность правителей до денег и чужих земель привело к тому, что единственной реальной силой была корпорация жрецов-друидов, охватывавшая всю Галлию, спаянная крепкой организацией и дисциплиной, обладавшая большим политическим и юридическим авторитетом.
Эти жрецы, первые упоминания о которых появились еще в 3 в. до н.э. обладали очень четкой иерархией: во главе всего класса стоял верховный друид, которого избирали пожизненно и он пользовался необычайным авторитетом среди своих собратьев.
Этого жреца называли «королем друидов» (лат. rex druidum; др. ирл. righ druidh) и он пользовался поистине королевским почетом, даже больше – королей в Галлии было много, а вот главный друид один и он старался сохранить вокруг себя мистическую атмосферу. Верховный жрец появлялся на люди очень редко и всегда в сопровождении гигантской свиты представителей областей и страны, а так же младших друидов-учеников.
Раз в год друиды собирали Карнутскую ассамблею
...- - ежегодное, представительное собрание друидов, происходившее в области карнутов. На Карнутской ассамблее к религиозным церемониям добавлялись акты политические и юридические. Цезарь характеризует её именно прежде всего как особого рода общегалльское судилище: "Сюда отовсюду сходятся все тяжущиеся и подчиняются и определениям и приговорам" (Caes. B.G., VI, 13, 3).
Именно там решались все крупные дела, читались отчеты верховных друидов (лат. magistri druidum) – наиболее приближенных к главному жрецу и почитаемых друидов. В случае смерти «короля друидов» в священной роще (в той области, где умер верховных жрец) собирался магистрат, который избирал из своего числа самого достойного через голосование. Иногда такие собрания заканчивались серьезными стычками с оружием в руках. Мне о том, что друид – немощный старец с посохом в руках и белом одеянии несколько преувеличено, многие из джецов-отшельников были великолепными воинами, славились как сильные единоборцы и даже возглавляли вооруженные отряды таких же отшельником.
Например, современник Цезаря друид Дивитиак прославился своей необычайной храбростью и командованием целого войска, состоящего из конницы, пехоты и лучников.
А учитывая, что светская власть была слаба и нерешительна, а по выражению Цезаря была непрочной и временной должностью (лат. regia potestas), сильная корпорация жрецов заняла место и законодателей, и жрецов.
Опасаясь чиновнического произвола представители общин толпами ходили к друидам за разрешением тяжб и раскрытием преступлений. Эти случаи приобрели такой размах, что приобрели свои названия, правила подачи прошений и т.д.
Вот типы прошений:
Разногласия общины - controversiae publicae у Цезаря (B.G., VI, 13, 5), ta;" koina;" krivsei" у Страбона (IV, 4, 4). Частные лица также имели право обращаться к суду друидов со своими тяжбами и претензиями - controversiae privatae у Цезаря (B.G., VI, 13, 5), ta;" idiwtika;" krivsei" у Страбона (IV, 4, 4). Друиды занимались в особенности уголовными преступлениями, связанными с убийством (Caes. B.G., VI, 13, 5; Strabo, IV, 4, 4), но в их ведении находились также дела о наследстве (Caes. B.G., VI, 13, 5), тяжбы по поводу размежевания (Caes. B.G., VI, 13, 5).
При этом друиды играли роль судей, адвокатов, прокуроров и следователей одновременно. Конечно, их методы далеки от современной дедукции – жрецы чаще использовали магические приемы, чем маггловские опираясь на гадания и ритуалы.
Способы выпытать у подсудимых правду были весьма типичны для судов того времени -особой известностью пользовался «котел друидов» - небольшой котелок, который водружался на огонь и доводился до кипения, а после этого рука обвиняемого отправлялась в кипяток. Если были ожоги, это обозначало, что он виновен, если нет, то значит, нет.
Конечно, такие методы использовались не часто - власть жрецов была такова, что они вполне могли заставить человека признаться не прибегая к физической расправе.
Этим инструментов была знаменитая санкция, которая по смыслу очень походит на христианскую анафему - они присвоили себе высшее право отлучения от культа тех, кто не повиновался их приговорам. У греков и римлян тоже существовали отлучения подобного рода. Они составляли сущность того, что у них называлось ajtimiva или infamia. Но в классическом мире только государство могло наложить такое наказание. В Галлии же друиды, если были недовольны каким-нибудь лицом или даже целым народом, сами запрещали ему присутствовать и участвовать во всех религиозных обрядах (Caes. B.G., VI, 13, 6).
Обладая высшим правом отлучения от культа они имели реальный инструмент для сражений со светской властью, которым активно пользовались. Так же знаменита была «хула друидов» (др. ирл. glam dicinn), которая хоть и носила магических характер, но имела ярко-выраженную политическую окраску: велет ( друид-стихотворец) грозился опорочить и проклясть своего недруга до невероятного колена (были случаи, когда проклятия достигали шестидесятого поколения), произнести такое заклинание, что земля перестанет плодоносить и т.д. и т.п.
Сам по себе ритуал обладал весьма сложно структурой и занимал много времени. Сначала друидам нужно было соблюсти трехдневный пост на земле будущей жертвы (часто этим все и заканчивалось - напуганный недруг прибегал с дарами и извинениями), после чего собирался совет из тридцати мирян и тридцати друидов, чтобы сочинить хулу (она была стихах). После этого в путь собирался верховный велет вместе с шестью представителями разных рангов. При закатном солнце они собирались на холме и становились спиной к лицу боярышника, дожидаясь пока ветер не подует с севера, после чего каждый, исполнял строфу из хулы, держа в руках камень из пращи и ветку.
После исполнения обряда велеты складывали свои ветки и камни на корни боярышика и ждали. Если друиды были не прав, то земля поглощала их, а если неправ обидчик, то хула падала на него…
Таким методом кнута и пряника друиды управляли огромными землями до прихода христианства…
Сколько я трахалась с этим докладом, мама дорогая...