Но вернемся к экранизации. От просмотра первой и последней серии складывается ощущение, что по удивительному стечению обстоятельств на экране один и тот же актерский состав исполняет две разные драмы. Причем, речь здесь не идет о потрясающем развитии персонажей, скорее наоборот: именно конец и начало удобнее всего сравнивать, ведь многим авторам свойственно уходить в какие-то невероятные дебри сюжетных перипетий, и очень полезно оглядываться назад, чтобы понять откуда начинался путь и о ком вообще пишут. Кроме того, даже самый открытый финал является логическим завершением текста и, подводя итоги, читатель должен хотя бы узнать героев. Или их родственников, если речь идет о смене поколений. В данном же конкретном случае в первой серии мы имеем дело с умным и благородным аристократом, которому не повезло жениться на бляди и теперь он "мотает срок" исключительно ради сына. Разочаровавшись в жизни, он встречает молодую девушку - воплощение бунтарства и ума, которая воплощает в его глазах все необходимые качества идеальной женщины. Сцена в повозке просто восхитительна! Чувственность, невинность и легкий налет мистики: Валентина словно фея появляется из тумана и молит о поцелуе. У меня от такого зрелища сразу появляется глупая улыбка на лице
читать дальшеВ пятой же серии мы видим картину совершенно противоположную: блядище оказывется самым разумным персонажем. Не могу сказать что я поддерживаю ее поведение и мотивацию в духе "Такая корова нужна самому!", но ее поведение поддается объяснениям. Мистер Титженс же вместе со своей пассией - это нечто за гранью добра и зла. После сцены в повозке я ждала бурного развития романа между влюбленными, пусть даже они будут писать друг другу стихи на латыни, но отношения между людьми - это не безделушка, которую можно поставить на полку и протирать пыль раз в год. По крайней мере если речь идет о любви и планах жить с человеком вместе. Нелогичность развития такого исхода между Титженсом и Валентиной пугает хотя бы тем, что эти люди просто решили для себя, что им нужно кого-нибудь полюбить, а почему бы и не вот тебя. Ничего удивительного и потрясающего в таких отношениях нет, конечно, но даже виртуальные романы и случайный трах требуют подпитки, и только иллюзия в собственной голове может существовать самодостаточно. И если в первой серии Валентина является глотком свежего воздуха и обещанием перемен, то в конце мы видим женщину, которая полностью отступила от своих идеалов и мечтает лишь о том, как бы ей затащить своего избранника в постель. Жить с женатым мужчиной долго и счастливо, ну вы поняли. Нет никаких попыток сразиться за свои чувства и отношения, потому что ни чувств ни отношений по сути нет.
На фоне этого безобразия Сильвия затмевает всех своим эгоистичным поведением. Если в романе она описана как настоящая психопатка, то в кино мы видим очень упрямую, эгоистичную и не очень умную женщину, которая всеми силами пытается удержать своего мужа. Касательно их с Титженсом отношений, я согласна с мнением Бенедикта Камбербетча: "Она тоже умна, но проигрывает в этом Кристоферу, потому что она необразованна. Она вышла замуж за того, кто превосходит ее умом, и для нее это очень болезненно. Но какова она! Великолепна, при том что она постоянно испытывает боль и страдание. Сильвия не Стервелла Де Виль, дергающая за все рычаги. Она глубоко несчастна. Она, вне всяких сомнений, страдает биполярным, маниакально-депрессивным расстройством. По-хорошему, она бы проходила психотерапию, ее бы накачали лекарствами по самые гланды, как-то «прочистили бы ей мозги». Я верю, что Сильвия и Кристофер — оба вплоть до самого конца любят друг друга. Любят, но совершенно друг другу не подходят." Однако, именно маниакальности в Сильвии почти не осталось, зато есть просто ослиное упрямство. В этом плане очень важны сцены во Франции, где все ее поведение выглядит не как попытки сумасшедшей досадить своему мужу, а как попытки влюбленной женщины единственным понятным ей способом привлечь внимание. В этом плане экранизация значительно превосходит оригинал по уровню психологической достоверности, хотя бы потому что маниакально-депрессивный психоз - это не совсем то, с чем стоит заигрывать в попытках обелить одного из персонажей. Необоснованное ничем кроме болезни желание раздавить своего мужа вызывает скорее недоумение, чем сочувствие. В случае же с экранизацией мы видим печальные попытки двух виктимов спровоцировать друг друга на агрессию. Сцена в гостинице на мой взгляд была не злой шуткой Сильвии, а планом в финале которого озверевший муж должен был сначала спустить с лестницы всех конкурентов, а потом, обезумев от страсти, практически изнасиловать жену в номере. Театрально, но найдется не один десяток мужчин, которые готовы сражаться за право обладания женщиной. Титженс вместо этого сбежал на войну.
К слову, именно война мне показалась главным героем данной истории. Автор литературного первоисточника сам воевал в Первую Мировую и ему, как представителю "потерянного поколения", вполне можно верить в оценке происходившего на фронте. Сценаристы и, в особенности, декораторы сумели очень чутко уловить ощущения безнадежности и разрушения, и прекрасно их распределили. Обычно в фильмах о войне показывают героизм военных и трусоватость, снобизм тех, кто предпочитает отсиживаться пока идут военные действия. В последнее время образ солдата, готового сражаться наперекор злым дядькам с чинами, становится все более популярным. В "Конце Парада" показывают войну с совершенно иной стороны - это ежедневная рутина окопов, где не видно четкого смысла в военных действиях, а героизм заканчивается столкновением с гранатой. Кроме того, война - это занудная служба снабжения без которой бравым воинам будет нечего кушать и нечем сражаться. А еще война - это напыщенные генералы в пардных мундирах, решающие за стаканчиком горячительного вопросы жизни и смерти. На фоне всего этого актерам удалось прекрасно передать то, как люди сходят на фронте с ума от постоянного нервного перенапряжения, причем далеко не всегда вызванного гнусными действиями коварных противников, от бюрократов с их стремлением написать побольше красивых бумажек, у солдатов крыша едет быстрее. Ради этого ощущения героизма, разбивающегося о серость будней и стоило снимать подобный фильм, как мне кажется. Слишком часто мы романтизируем силовые структуры, забывая о той бесмысленности, которая там творится на самом деле. Мне в таких случаях всегда вспоминается Кафка, который считал свою работу фантасмагоричной и не раз записывал анекдоты с работы в виде иносказательных рассказов.
Возвращаясь же к "Концу Парада", то фильм произвел на меня очень неоднозначное впечатление. С одной стороны очень хорош актерский состав и то, как описана война, ломающая людей. С другой стороны, такое количество логических неувязок вызывает ощутимое раздражение, и даже попытки сценаристов как-то привести имеющееся безобразие в порядок не увенчались полным успехом. Чувства между Кристофером и Валентиной так и остаются попыткой обоих засунуть голову в задницы поглубже, где одна убежала от своих идеалов в объятия незнакомого мужчину, а другой так и не смог принять на себя ответственность за семью и влюбленную в него дуру-жену. Ну и самое гадкое во всем этом - это то, что Сильвия собирается в Индию, Кристофер обживает квартиру в Лондоне, а их несчастный сын - этот повод для сохранения брака, единственный наследник рода и поместья в конце оказывается совершенно забыт. Дерево срубили, камины протоплены, а ребенок остается за кадром.