Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
Прочитав целый ряд рецензий на фильм "Антихрист", я удивилась тому, что почти все критики попадаются на удочку христианства и вытекающих из него ересей, когда анализируют символику и образы персонажей в этой истории о Женщине в ее самом темном обличье, женщине, убивающей свое ребенка из мести и уносящейся на колеснице, запряженной крылатыми драконами в небо. Этот образ Медеи - могущественной колдуньи и при этом слабой женщины, зависимой от мужа и брошенной мужем, и он куда древнее, чем философия Ницше или идеи гностиков.



Ларса фон Триера обвиняют в женоненавистничестве, откровенной жестокости и порнографичности этого фильма, в то время как на самом деле он демонстрирует наивысшую ступень уважения мужчины к женщине - возможность заглянуть за маску гендерных ролей и позволить рассмотреть в женщине монстра, каким она на самом деле является. В каждом человеке есть темная сторона и эта женщина не исключение. Свобода двадцатого века позволяет женщине заниматься собственным образованием, что и делает героиня в фильме. Она не только примерная жена, зависимая от мужа, но и образованный человек, она пишет диссертацию на тему мизогинии. Но ее образ далек от навязываемого агрессивными феминистками типажа независимой и сильной женщины, которая пробивается в мире мужчин. Наша героиня - Медея, она замужем, и родила ребенка от любимого мужчины. Она позволяет ему быть умнее и решать за нее даже те вопросы, которые грозят гибелью им обоим. Ее безумие пробуждается постепенно, заставляя выбрать пугающую тему для диссертации или менять левый и правый ботинки своего ребенка, причиняя ему тем самым ущерб. Она сражается со своей тьмой внутри, но раз за разом, благодаря невнимательности мужа и его невольной помощи, уходит в Лес все глубже. Не нужно обращаться к Юнгу для того, чтобы понять: Лес - это все неизведанное и страшное, что приходит к нам из древних историй, передававшихся из уст в уста на протяжении поколений, пока не превращается в интеллектуальную игрушку на службе у психоаналитика. Чем глубже героиня уходит в Лес, тем меньше социально приемлемого в ней остается, она не только убивает своего ребенка из мести мужу, но и самого мужа привязывает к себе. Медея-героиня глубоко трагична, она боится лишиться своего мужчины и постепенно этот страх перерождается в желание изощренно отомстить за пренебрежение и невнимание.

Убийство ребенка как неотъемлемое право женщины является табуированной темой в любом патриархальном обществе, однако почти во всех культурах остается привкус того безотчетного страха человека перед женщиной, как существом связанным с миром мертвых. Вопрос о том, является ли женщина человеком - это не только и столько попытка унизить, сколько отголоски понимания того, что рождение непрерывно связано со смертью. Мир вокруг плодороден, но вместе с тем смертельно опасен. Женщина может родить ребенка, а может сделать аборт и это право распоряжаться собственным телом, несомненно, является не только сакральным, но и социально справедливым. Однако сейчас, причем далеко не везде, аборт является единственным разрешенным аспектом смерти и разрушения, которое присуще женщине, как воплощению фертильности. Несмотря на это, такие режиссеры как фон Триер, не бояться заглянуть за маску социальных приличий и увидеть темный аспект женской природы, скрывающийся за маской заботливой хозяйки и нежной матери семейства. Понимание этой внутренней силы делает мужчине-режиссеру больше чести, чем многим феминисткам, положившим жизнь на то, чтобы сделать женщин похожими на мужчин.

@темы: психоложество, silent hill isn't silent, and stay on the path, мифологии, теория теории, Медея, Архетипы

Комментарии
23.12.2012 в 19:28

Надо мной только небо
потрясающий пост - спасибо, что написала!
23.12.2012 в 19:40

Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
.molnija., как ты вовремя, я как раз очень сердита на умыло, где меня вежливо попросили не писать про всякую ерунду, а писать про фандомы. Кстати, ты фильм смотрела?
23.12.2012 в 19:46

Надо мной только небо
Samishige, нет, не смотрела - теперь вижу, что зря. Постараюсь на каникулах.
23.12.2012 в 19:56

Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
.molnija., фильм очень неоднозначный, для тебя как психолога будет интересен образ героя. Такой радикальный антисайентизм по отношению к конкретной дисциплине, даже забавно.
23.12.2012 в 19:57

Надо мной только небо
Samishige, обязательно посмотрю - после пассажа Лес - это все неизведанное и страшное, что приходит к нам из древних историй, передававшихся из уст в уста на протяжении поколений, пока не превращается в интеллектуальную игрушку на службе у психоаналитика. Чем глубже героиня уходит в Лес, тем меньше социально приемлемого в ней остается, она не только убивает своего ребенка из мести мужу, но и самого мужа привязывает к себе. Медея-героиня глубоко трагична, она боится лишиться своего мужчины и постепенно этот страх перерождается в желание изощренно отомстить за пренебрежение и невнимание. мне стало дико любопытно!
23.12.2012 в 19:59

Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
.molnija., надеюсь, что фильм тебя не разочарует. Там очень много символизма, нехарактерного для современного кино.
23.12.2012 в 20:03

м兑фка | не-та-Алиса | гарцующая хтонь
Ничего себе ерунда х)))
я скучаю по вашим таким постам...

спасибо что написали :shuffle2:
23.12.2012 в 20:08

I have a Submarine!
а мне показалось, что фильм про смену гендерных ролей просто.
женщина становится агрессором, в то время как обычно агрессор - мужчина и так далее.

ну и плюс ее муж просто отвратительно себя вел, подавляя ее морально под маской "заботы".
она там вроде и диссер писала на тему отношения к женщине в истории, видимо это наложилось на поведения мужа, и произошло переосмысление отношения к нему и ребенку.
23.12.2012 в 20:17

Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
~Rein, спасибо что читаете!

amicta sole, это один из вариантов трактовки. Медея ведь тоже о смене ролей, правда не гендерных. Для греческих реалий ее образ был скандальнее, чем фильм Триера сейчас, да и поведение очень агрессивное по меркам того общества. Просто самое важное у Триера - это то, что с женщиной необходимо считаться и уважать, даже если она выбрала роль матери и жены.

И мне сложно воспринимать такой символический фильм как социальную драму, поэтому не берусь судить об отношениях.
23.12.2012 в 20:18

Как говорил мой дедушка: не зная Фродо, не суйся в Мордор.
Чудесно написано. Теперь хочу посмотреть)
23.12.2012 в 20:25

Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
der Schauer, буду ждать впечатлений.
23.12.2012 в 20:26

Как говорил мой дедушка: не зная Фродо, не суйся в Мордор.
23.12.2012 в 20:37

Деавтоматизирую жизнь
Samishige,
я тоже очень люблю такие ваши посты) зачитываюсь) спасибо!
23.12.2012 в 21:16

This party sucks
интересно.
для меня, бзв, "Антихрист" - фильм по мотивам Ветхого Завета, вернее - о возвращении в Эдем: Адам и Ева пытаются снова слиться с природой и дать имена животным, не понимая, что утратили рай внутри себя.
24.12.2012 в 07:30

Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
_Аль_, :)

Сехмет, очень интересная точка зрения, кстати.
24.12.2012 в 09:34

Медь, графит и золото
Спасибо за пост. На выходных обязательно посмотрю.
24.12.2012 в 11:27

Люди всегда правдивы. Просто их правда меняется, вот и все.
Хороший пост. Обязательно посмотрю.