Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
Вы знаете, самое интересное в Шерлоке - это все-таки то, как делятся герои на условных хороших и условных плохих. Начиная с самой первой серии первого сезона нам показывают "хорошего парня" Джона, который убивает человека одним выстрелом. В то время как убийца-таксист дает своим жертвам выбор. Дальше эта тема активно развивается, затрагивая как второстепенных героев вроде Андерсона и Донован, так и основных, а именно самого Шерлока.

Единственный персонаж, который выходит за рамки дихотомии Бобра с Ослом - это Мориарти, который воплощает хаос. Он трикстер, работает на всех и против всех, его мотивы не имеют под собой логического основания, он швыряется артефактами из одного мира (флешка с военными планами, несуществующий код, дело "Януса" и т.п.) в другой с завидным равнодушием. И да, как и всякий порядочный трикстер он перевоплощается, носит маски и ходит под разными именами. Здесь интересен момент его сравнения с главным героем-Шерлоком, который становится кульминацией второго сезона. Многие фанаты почему-то считают, что концовка второго сезона поставила знак равенства между Шерлоком и Мориарти, сделала их похожими. На самом деле это не так, Мориарти сам отрицает это сходство в финале. Шерлок, конечно, вполне себе сказочный герой, наделенный чертами трикстера, но он не трикстер. Точно так же он и не целиком положительный персонаж, характерный для христианского мировоззрения. Он вполне себе наследник сказочных товарищей с его темными, даже звериными чертами. Социопатия - это неумение жить среди людей, неумение сдерживать себя и понимать окружающих. Юнг на этом месте аплодирует стоя, потому что подобная трансформация сказочного (огромный рост, свирепость, каннибализм, колченогость = змеиность) в область психологии изящна и логична. Возвращаясь к самому Шерлоку, то он подобно какому-нибудь Илье Муромцу является существом безусловно полезным, но при этом опасным. В конце третьего сезона Майкрофт вполне ясно намекает на это: Британской империи (назовем ее условным добром, как минимум здесь имеет место быть воплощение порядка) необходим Шерлока, но и чудовищность его природы заставляет хотя бы попытаться отправить его на смерть. Вполне себе сказочный, к слову, сюжет.

Но вернемся к условному делению героев. Мне как женщине всегда интересно смотреть на женских персонажей, на восприятие женщин в современной масс-кульутре в частности. Надо отдать должное создателям сериала, они в данном вопросе не подкачали. Постоянных женщин в сериале всего две - это миссис Хадсон, которая четко воплощает собой образ матери и Молли - волшебный помощник, но при этом единственная условно нормальная женщина во всем сериале. На самом деле на фоне всех остальных персонажей она едва ли не единственная, кто является реальным человеком, а не несет в себе сказочные черты. Она влюбляется. расстается, стесняется, делает ошибки и ведет себя как персонаж из другой истории. По сути своей, Молли достойна отдельного поста и отдельных размышлений на тему. Однако, сейчас мне хотелось бы рассмотреть наиболее ярких и спорных женских персонажей: Ирен и Мэри.

Ирен подчеркнуто сексуальна, обнаженность для нее - это боевой наряд, оружие с помощью которого она достигает своих целей. Она манипулирует окружающими , используя традиционно для патриархального общества женское оружие: красоту. После выхода второго сезона феминистки в один голос закричали о том, что образ Ирен оскорбляет и унижает женщину. Фактически они не были так уж неправы. Ирен - это современная привлекательная женщина из патриархального общества, она тот образ, который мы чаще всего встречаем в массовой культуре. Независимая, роковая, сексуальная, без единого изъяна, но при этом внутренне уязвимая, все еще по-женски слабая и ищущая мужчины. Она остается жертвой мужчин в своем обществе, хотя и сопротивляется. По сути все ее попытки обрести независимость были изначально обречены на провал не столько благодаря внешним обстоятельствам, сколько ее внутренним обстановкам. Глядя на Ирен, зритель как бы сочувственно вздыхает: "Ох, уж эти женщины!". Этот настрой и подчеркнутая уязвимость герои, необходимость ее защитить выводит ее из ряда условных злодеев и делает damsel in distress, она в итоге - дева, которую герой должен спасти. Неожиданный с точки зрения логики сюжетный поворот, но вполне понятный и объяснимый, если рассмотреть этого персонажа с социо-культурной точки зрения.

Мэри представляет собой полную противоположность Ирен: никакой показной сексуальности, она носит закрут юи в чем-то даже инфантильную одежду, ее никак нельзя назвать красавицей (я не пытаюсь сейчас оскорбить Аманду ни в коем случае), она носит мужскую стрижку, у нее неидеальное тело и ее возраст социально воспринимается как увядающий. Она еще недостаточно стара, чтобы играть роль пожилой советчицы, но в социуме, где идеал - это вечно двадцатилетние с подтянутыми задницами и отсутствием морщин, ее даже женщиной назвать нельзя. Она - пример печальной реальности с которой должна постоянно бороться, прикладывая все усилия, чтобы стать идеальной. В какой-то степени Мэри такой же повод для феминисток скрежетать зубами, потому что представляет собой среднестатистическую реальную женщину, которая плохо сочетается с социальными стандартами. Этот момент, я думаю, всем понятен и противопоставление главных женщин второго и третьего сезона в данном контексте вполне очевидно. А теперь посмотрим на самое интересное! Мэри - несомненно положительный персонаж, создатели прилагают все усилия, чтобы продемонстрировать нам это. Она помогла Джону выйти из депрессии, она хорошо ладит с Шерлоком, она беременна (т.е. выполняет свои основные женские функции), у нее социально приемлемая и положительная работа, она даже помогает главным героям в меру своих сил. Более того, когда раскрывается ее истинное лицо, нам все равно указывают на то, какая же Мэри замечательная - она не убивает Шерлока, не убивает Магнуссена, сдается с потрохами Джона и терпеливо ждет, когда тот примет решение. С учетом ее беременности все это создает впечатление жертвы, которая лишена поддержки и понимания в самый трудный момент, но при этом остается преданной женой. Наскозь положительный образ, состоящий из правильно подобранных частей. Однако, мы уже хорошо знакомы с тем, как легко герои "Шерлока" переходят из одной категории в другую и Мэри совершенно очевидно напрашивается в стан злодеев. И здесь кроме вполне очевидных доводов "она убийца и лгунья" мне хочется привести несколько аргументов в пользу такого перехода на сторону сил зла. Аргумент первый: Майкрофт. Здесь можно в принципе поставить точку, но я все-таки продолжу - этот человек воплощение порядка, он является британским правительством. Майкрофт знает все обо всех, он знает когда и в каком ресторане Джон обедает, а так же недвусмысленно предупреждает Шерлока о сюрпризе. Последнее говорит нам о том, что Майкрофт знает о предстоящей помолвке и роли Мэри. Чего мы не знаем и не можем предполагать - это мотивов Майкрофта, который приставил преступницу к Джону. Хотел ли он чтобы она присматривала за Джоном, или чтобы Джон присматривал за ней, или у него были какие-то скрытые личные и не очень мотивы - это в данном случае вопрос второстепенный. Важно то, что ее существание и ее действия не были загадкой для Майкрофта. Аргумент второй: убийство Шерлока. Это самый спорный момент, который весьма ловко использовали создатели, чтобы как можно сильнее запутать зрителя. Нет никаких явных причин по которым Мэри должна стрелять в Шерлока, нет никаких причин по которым она должна стрелять в него именно так. Кроме того единственного факта, что она - злодей, который находится под наблюдением Майкрофта и не может себе позволить убить Шерлока выстрелом в голову. Нет, ей нужно было дать себе шанс уйти от ответственности. Даже в случае, если Шерлок не умирает (что было явно сомнительным исходом), тот все равно бы ее спас, потому что она дорога Джону. Фактически из всех злодеев именно Мэри - самый однозначный, ее мотивы носят четкий эгоистичный характер: она не просто хочет остаться рядом с Джоном, она так же решает свои проблемы, используя Джона как инструмент для манипулирования Шерлоком, убрать которого из игры она иначе не может. И можно представить себе ее разочаровние, когда наконец-то все ее проблемы решены, Шерлок выкинут из страны и отправлен на смерть, но трикстер снова смешал все карты.

@темы: психоложество, Sherlock, трикстер, волшебные помощники, сказки

Комментарии
25.01.2014 в 21:55

Движение есть жизнь.
По сути своей, Молли достойна отдельного поста и отдельных размышлений на тему.
Дай!
25.01.2014 в 22:19

Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
Elruu, это не совсем моя специализация, мне придется кое-что начитать, прежде чем браться за такое. Но идея интересная. :))) А у меня еще Питер Пэн не написал и Волчанка не просмотрена.
25.01.2014 в 22:22

Движение есть жизнь.
Samishige,
Волчанка ещё с лета :)
Что до нового сезона, пока ж только три серии.
Пиши в той последовательности, в какой хочется. Но мы читаем! И молчим =)
25.01.2014 в 22:27

Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
Elruu, аааа! Не напоминай. Я с ностальгией вспоминаю времена Блича, когда у меня была база под аналитику значительно проще и оперировать ей было легче. Но теперь мне это скучно, душа требует челленджа, но челлендж иногда такой, что зубы сводит.

Но мы читаем! И молчим =) - это девиз читателей моего дневника, как я понимаю. :lol:
25.01.2014 в 22:37

Движение есть жизнь.
Samishige,
ну это как у меня писать что-то к постам по биологии :) ПЧ просто "слушают" лекции
на Моффата очень много нападок в сексизме. пусть у него все и беременеют и замуж хотят, сами женские персонажи интересные
так что я со всеми ними не согласная
Молли вообще, лучшее, что есть в Шерлоке :gigi: эпизод с мозгами в последнем сезоне :five:
блог с котятами
25.01.2014 в 23:55

Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
Elruu, но у тебя хотя бы задают вопросы! :)))

Я бы не сказала, что для меня Молли - это лучшее. Но при ближайшей рассмотрении она здорово вырывается из этого круга и выглядит очень интригующе. Кроме того, она все время в тени, что позволяет ей развиваться спокойно без необходимости подстраиваться под большой сюжет. В третьем сезоне вообще интересно вышло.
26.01.2014 в 00:21

Движение есть жизнь.
Samishige,
Чисто как персонаж на бумаге или часть в истории, конечно, не лучшее, но она именно, что очень земная. Как она шла как утёнок по коридору, никакой грации :) И конский хвост. Возможно, в брит. сериалах все такие, я их мало смотрю, но после америк. фильмов, где с утра причёска как из салона... Ну и как она добилась Шерлока по своему :) А сейчас вообще наглеет, по щекам бьёт =)
Мне нравятся персонажи на перефирии, как Дэнни. Я вот последнего не хочу "в стаю". Пусть его будет побольше и сцены с ним по разнообразнее, но пусть остаётся в неведении. Связь главных героев и их необычного мира с земным, с бэкграундом нормальной жизни. Также и Молли, а в итоге оказывается единственной, кто может помочь Шерлоку.
29.01.2014 в 10:25

Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
Elruu, ну, в Мэри тоже мало грации, да и прическа у нее не отличается какими-то невероятными изысками. Хотя, надоотдать должное, стиль у Молли просто потрясающий, костюмеров хочется носить на руках. И то, что надавала Шерлоку по морде - так это правильно. Ему полезно, как показывает практика.

Я согласна насчет персонажей на перефирии, они связывают главных героев с реальностью - это правда. В Шерлоке это не так заметно, а вот в Бикон Хиллз, куда съезжаются все преступные элементы США чего-то реалистичного хочется. Хотя бы ради контраста. В этом плане линия Дэнни радует. Он - единственный нормальный персонаж младшего возраста. Что касается Молли, которая может помочь ты хорошо подметила.
29.01.2014 в 15:01

Движение есть жизнь.
куда съезжаются все преступные элементы США чего-то реалистичного хочется.
очень
ибо верить в то, что в городе всем пофиг на такое количество убийств, можно до определённого предела.
сейчас вовлекают родителей. это хорошо. дополнительная тема к "мы машем когтями"