Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
Была пару дней назад в гостях и от скуки включила там телевизор.
Обычно я его не смотрю и, как оказывается, иногда очень даже зря. Там шла передача про Еву Браун, жену Адольфа Гитлера. Совершенно неожиданно оказалось, что он может быть просто идеальным пример женщины-Геры. Причем, практически чистой Геры, остальные архетипы если и проявлялись, то только изредка и не вели ее по жизни. В данном случае сценарность ее поведения настолько велика, что можно говорить даже об одержимости архетипом.
Но пример действительно очень и очень хороший. Она так хотела замуж, что ее не пугала даже смерть. Это очень интересный пример женщины рядом с политическим лидером, которая имела все шансы стать боевой подругой, но не стала. Рядом с Гитлером было множество женщин-Афин и женщин-Артемид, которые поддерживали его политические идеи и всячески строили из него образ патриархального отца, великого вождя и т.д. Ева же в противовес им всем видела в нем исключительно мужа. Причем, наиболее интересным в ней является то, что она более десяти лет шла к своей цели представляя собой исключительный пример динамичной Геры. Чаще всего женщины с этим архетипом в базе достаточно быстро выходят замуж и прекращают все активные действия, но Ева никак не могла добиться своей цели и в итоге проделывала множество интересных вещей. Супругой она стала практически перед самой смертью и по свидетельствам очевидцев была исключительно счастлива. Это и указывает, как мне кажется, на то, что она была одержима архетипом, а не просто шла по характерному для него сценарию. Будь в ней сильны другие богини, она постаралась бы спасти себя и спасти супруга, но в данном конкретном случае для нее важнее была статус, чем жизнь. Это основа мировоззрения Геры: "Если ты не замужем, ты ничто". Обычно это как-то нивелируются другими архетипами и обстоятельствами в жизни женщины (это почти всегда женский архетип), но тут Гера расцвела как никогда.
Кстати, сам Гитлер не был Зевсом и хотя сами немцы считали его отцом нации, в сознании большинства людей он остался Гадесом - Насильником, Темным Властелином, приносящим смерть и разрушения. Чудовищем. Собственно, он и был Гадесом, только Гадесом ненавистным, а не царем. У него даже была своя Персефона - юная и избалованная племянница, которая покончила жизнь самоубийством. Кора не пережила пленения в Аиде, такое бывает. Особенно если рядом есть одержимая Герой соперница.
Ну, и еще насчет одержимости: вот чудесный портрет Евы в исполнении самого Гитлера (тот был непроф. художником), просто сказочный потрет. Автор попал в точку, изобразив красивую, но хищную и одержимую женщину. Так и видятся когтистые (с красивым маникюром) руки, тянущиеся из-за кадра к горлу будущего мужа.

Обычно я его не смотрю и, как оказывается, иногда очень даже зря. Там шла передача про Еву Браун, жену Адольфа Гитлера. Совершенно неожиданно оказалось, что он может быть просто идеальным пример женщины-Геры. Причем, практически чистой Геры, остальные архетипы если и проявлялись, то только изредка и не вели ее по жизни. В данном случае сценарность ее поведения настолько велика, что можно говорить даже об одержимости архетипом.
Но пример действительно очень и очень хороший. Она так хотела замуж, что ее не пугала даже смерть. Это очень интересный пример женщины рядом с политическим лидером, которая имела все шансы стать боевой подругой, но не стала. Рядом с Гитлером было множество женщин-Афин и женщин-Артемид, которые поддерживали его политические идеи и всячески строили из него образ патриархального отца, великого вождя и т.д. Ева же в противовес им всем видела в нем исключительно мужа. Причем, наиболее интересным в ней является то, что она более десяти лет шла к своей цели представляя собой исключительный пример динамичной Геры. Чаще всего женщины с этим архетипом в базе достаточно быстро выходят замуж и прекращают все активные действия, но Ева никак не могла добиться своей цели и в итоге проделывала множество интересных вещей. Супругой она стала практически перед самой смертью и по свидетельствам очевидцев была исключительно счастлива. Это и указывает, как мне кажется, на то, что она была одержима архетипом, а не просто шла по характерному для него сценарию. Будь в ней сильны другие богини, она постаралась бы спасти себя и спасти супруга, но в данном конкретном случае для нее важнее была статус, чем жизнь. Это основа мировоззрения Геры: "Если ты не замужем, ты ничто". Обычно это как-то нивелируются другими архетипами и обстоятельствами в жизни женщины (это почти всегда женский архетип), но тут Гера расцвела как никогда.
Кстати, сам Гитлер не был Зевсом и хотя сами немцы считали его отцом нации, в сознании большинства людей он остался Гадесом - Насильником, Темным Властелином, приносящим смерть и разрушения. Чудовищем. Собственно, он и был Гадесом, только Гадесом ненавистным, а не царем. У него даже была своя Персефона - юная и избалованная племянница, которая покончила жизнь самоубийством. Кора не пережила пленения в Аиде, такое бывает. Особенно если рядом есть одержимая Герой соперница.
Ну, и еще насчет одержимости: вот чудесный портрет Евы в исполнении самого Гитлера (тот был непроф. художником), просто сказочный потрет. Автор попал в точку, изобразив красивую, но хищную и одержимую женщину. Так и видятся когтистые (с красивым маникюром) руки, тянущиеся из-за кадра к горлу будущего мужа.

Его не приняли в Венскую академию.
Иначе - кто знает, как случилось бы...
Вам не кажется, что для Геры Ева слишком слаба? Геры дамы властные.
Она стала властной в итоге, перед смертью. Ее все просили уговорить Гитлера на побег, но она вертела носом. Просто властность Гер зависит от их статуса, а у нее статуса не было. Она старательно пыталась его добиться, даже несколько попыток самоубийства устраивала, но получилось только перед самой смертью. Уверена, если бы Гитлер женился на ней раньше, то она проявила бы свою власть по полной программе. Но так у нее просто не было инструментов для того, чтобы влиять. Инструментов в ее понимании. Если бы она была Афиной, то все сложилось бы иначе. Но тут не статуса жены, нет власти.
Уайлдер - американский писатель. В его романе "День Восьмой" один доктор очень ярко и красиво описывает классификацию людей по типам греческих богов.
Ага... похоже, Вы правы, статус для Геры... дело серьезное.
Да, конечно, пожалуйста.
"Как-то раз он все же отважился спросить:
- Доктор Маккензи, вот вы часто возвеличиваете древних греков. А почему
они поклонялись стольким богам?
- Ну, на этот вопрос можно ответить по-разному - проще всего так, как
учили нас в школе. Когда Грецию наводняли переселенцы из других стран, или
она заключала новый союз, или завоевывала город-государство противника,
греки давали чужим богам место среди своих, а иногда отождествляли часть
из них со своими. Форма гостеприимства, если хотите. Но в общем они
следили, чтобы число главных богов не превышало двенадцати - хотя эти
двенадцать не всегда были одни и те же. Я, впрочем, считаю, что тут надо
смотреть глубже. Замечательный это был народ - древние греки.
Время от времени доктор Маккензи - вот как сейчас - забывал об иронии и
настраивался на более серьезный лад. Первым признаком такой перемены
служило появление в его речи долгих пауз. Эшли терпеливо ждал.
- Эти двенадцать богов соответствовали двенадцати основным типам
человека. Греки брали за образец самих себя. Меня, вас, своих жен,
матерей, сестер. Они изучали разные людские характеры и наделяли ими своих
богов. В сущности, они просто возводили самих себя на Олимп. Переберите их
главных богинь: одна - мать и хранительница домашнего очага, другая -
возлюбленная, третья - девственница, четвертая - ведьма из преисподней,
пятая - хранительница цивилизации и друг человека...
- Это кто же? Кто пятая, сэр?
- Афина Паллада. Минерва римлян. Ей плевать на стряпню и пеленки,
которыми занимается Гера, на духи и косметику Афродиты. Она подарила
грекам оливковую ветвь; кое-кто считает, что она им дала и коня. Она
хотела, чтобы город, носящий ее имя, стал маяком на высокой скале,
указывающим путь человечеству, и она, черт возьми, своего добилась. Она
верный друг всякого, кто заслуживает ее дружбы. Мать не помощница сыну,
как и жена мужу, как и возлюбленная любовнику. Всем трем нужно, чтобы
мужчина принадлежал им. Служил бы их личным интересам. Афине же нужно,
чтобы он возвышался и совершенствовался сам.
Эшли, пораженный, с трудом перевел дух.
- Какого цвета глаза были у Афины, сэр?
- Какого цвета глаза?.. М-м... Дайте подумать. "И явилась
Одиссею-скитальцу сероокая Афина под видом седой старухи, и он не узнал
ее. "Встряхнись, - сказала она. - Нечего тут сидеть и лить слезы на
берегу, море и так соленое. Возьми себя в руки, приятель, и следуй моим
советам. Вернешься еще домой, к своей дорогой жене, будь спокоен!" Серые
глаза... Нередко приходится огорчаться этой сероглазой.
- Отчего?
- А оттого, что ей никогда не достается золотое яблоко. Оно всегда
достается Афродите, а та сразу же начинает мутить все кругом. Но и у нее,
бедняжки, есть свои огорчения. - Тут доктор Маккензи весь затрясся от
беззвучного смеха и не мог продолжать, пока не проглотил одним духом
полную чашку чаю. Чай на больших высотах действует как хмельное.
- Отчего бы огорчаться Афродите?
- А как же! По ней ведь любовь - это весь смысл жизни, начало ее и
конец, и решение всех задач. На время ей удается внушать это и своим
поклонникам, но только на время. А там поклонник уходит от нее - воевать,
или строить города, или добывать медь. И тогда Афродита приходит в
неистовство. Мечется, рвет подушку в клочья. Бедняжка! Единственное ее
утешение - зеркало. Кстати, знаете, почему считается, что Венера вышла из
моря?
- Нет.
- Море при тихой погоде - то же зеркало. И приплыла она к берегу в
раковине. Улавливаете связь? Жемчуг. Венера одержима страстью к
драгоценностям. Потому она и взяла в мужья Гефеста. Чтобы он добывал ей
алмазы из горных недр.
Снова смех. У Эшли начиналась головная боль. Что толку разговаривать,
если разговор не всерьез!
- А вы - кто? - вдруг спросил доктор Маккензи.
- Как это "кто"?
- На кого из богов вы похожи?
Эшли не знал, что сказать.
- Вы непременно похожи на одного из них, Толланд. Тут никуда не
денешься.
- А вы сами, доктор?
- Ну, это просто. Конечно, я - Гефест, кузнец. Все мы, горняки, -
кузнецы и землекопатели. Копошимся в утробе гор, преимущественно
вулканов... Но давайте все же выясним с вами. Вы ведь не нашего, не
горняцкого племени. Вы только играете в горняка. Может быть, вы - Аполлон,
а? Исцелитель, поэт, пророк?
- Нет-нет!
- Тогда Арес, воитель? Едва ли. Может быть, Гермес - делец, банкир,
враль, плут, газетчик, бог красноречия, помощь и утешение умирающих? Нет,
для Гермеса вы недостаточно веселый.
Эшли потерял уже всякий интерес к этой беседе, но из вежливости задал
еще вопрос или два.
- Доктор Маккензи, чем же враль и мошенник может помочь умирающему?
- У греков может. Ведь мы говорим о греках. Все их боги и богини
двулики. Даже Афина Паллада, если ее раздразнить, легко превращается в
разъяренную фурию. Гермес был еще и богом странствий, расстояний, дорог.
При всем своем озорстве он любил вести людей по начертанному им пути.
Взгляните на эту гемму. На ней изображен Гермес. Видите? В одной руке у
него жезл, а другой он ведет женщину, чье лицо скрыто покрывалом. Красиво,
правда?
Это и в самом деле было красиво.
- Мой отец был Сатурн. Мудрец. С утра до вечера наставлял всех кругом -
на улице, дома, с церковной кафедры по воскресеньям. Только наставления
его немногого стоили. А мать была Гера - хлопотунья, хозяйка,
свивательница гнезда. Но при этом от всех требовала подчинения. Страшная
женщина. У меня еще есть два брата, оба Аполлоны. У Сатурнов часто
рождаются Аполлоны, вы не замечали?
- Нет, сэр.
- Возможно, это мне только кажется. Один мой брат отбывает долгосрочное
заключение. Он прозрел, увидел, по его словам, свет - и потому сделался
анархистом. А сестра у меня - Диана. Она так и не повзрослела с годами.
Так и осталась школьницей! У нее трое детей, но ни брак, ни материнство на
ней не сказались... Однако вернемся к вам, Толланд. Может быть, вы пошли в
иного, не греческого бога? Греки ведь знали не все. Некоторые типы
человеческие были им незнакомы. В Элладе они встречались редко и потому в
число богов не попали. Ну хотя бы те, что несут на себе отпечаток
христианского учения. Христианство возникло в Иудее. С греками ничего
общего. Может быть, тут и надо искать ключ к вашей личности? Иудеи пришли
и сбросили нас, язычников, с наших тронов. Принесли с собой свою
беспокойную совесть, свои вечные нравственные терзания, будь они неладны.
Может быть, вы - христианин по натуре? Из тех, что отказывают себе в
малейшем удовольствии, карают себя за малейшее прегрешение. Так, что ли?
Эшли ничего не ответил.
- Ведь мы теперь - свергнутые божества. Догнивающие обломки былого
величия. Знаете, мистер Толланд, это ужасно - лишиться своей божественной
сущности, поистине ужасно! Больше нам ничего не осталось, как только
искать забвения в жалких земных утехах. Сатурны без мудрости, как мой
отец, Аполлоны без лучезарности, как мои братья. Вот мы и превращаемся в
деспотов и смутьянов. Или полубезумных чудачек вроде миссис Уикершем.
- Доктор Маккензи, а что дурного в этих... этих "Свивательницах гнезд"?
- Что дурного? Да хотя бы то, что все их мужчины - мужья, сыновья, даже
отцы - всегда остаются для них только детьми. Такая Гера или Юнона
произведет на свет несколько ребятишек и думает, что уже все постигла.
Нашла разгадку всех тайн бытия. У них одна цель - ублажать. Как сами они
это называют - "устраивать счастье ближних". Они стараются отучить своих
мужчин видеть, слышать и думать. Бойтесь слова "счастье", если его
произносит Гера: в ее устах это означает сонную одурь.
Ему вдруг сдавило голову нестерпимым приступом боли. Он встал, чтобы
пожелать хозяину покойной ночи.
- Доктор Маккензи, но вы сами... вы же не верите в то, что вы говорили?
- Понятно, не верю. Знаете, мистер Толланд, у нас в Эдинбурге есть клуб
философов. За обедом там много говорится о том, во что верили и верят
другие; но, если вдруг кто из членов употребит этот глагол в первом или
втором лице настоящего времени, с него полагается штраф. Он должен
опустить шиллинг в череп, стоящий на каминной полке. Это быстро избавляет
от такой привычки."
Кстати, поскольку я Римом занимаюсь, как раз пришел в голову этот парадокс римского сознания - богиней домашнего очага и семейных уз у них была Веста, но ее жрицы должны были 30 лет жить девственницами. Какой с девственницей, простите, семейный очаг может быть?
Заодно и тему архетипов обсудим.)
Исилиэль, я с удовольствием! И малышку сфотографирую, если можно.
Можешь позвонить мне минут на 10? Домой.
Q.H., он дает очень хорошее ощущение общей мифологичности мира и взаимосвязей в нем. Этим и ценен. У меня просто немного другая специфика, поэтому я вижу обычно с другого ракурса все.
Да, я понял, извините за влезание со своими чисто литературными делами.
Q.H., это здорово, если оно есть. Многим приходится мучительно его будить в себе! Но канон подгонять надо. И не стоит извиняться. )
А Весте я не удивляюсь - я удивляюсь римлянам. И не перестаю это делать, возясь с ними уже 20 лет. )
Если есть мысль, что да, следует - пожалуйста, посылка - вывод, я хоть наглядно посмотрю, что следует из моих высказываний...
Вы просто любите спорить, да? Я - нет...
Из этих двух высказываний НЕ следует, что Вы любите спорить, а я нет. Потому что вопрос - не утверждение... Из них следует лишь то, что я не люблю спорить...