Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
Рембрандт Харменс ван Рейн – один из самых известных, самых талантливых художников за всю историю мирового искусства. Во многом славу ему принесли именно поздние портретные работы.

Этот художник отличался удивительным видением, способностью отразить в каждом портрете, каждом изображенном лице душу человека. Он писал сердцем, а не разумом. В его картинах как ни в каких других, голландская живопись эпохи барокко достигает высот – как в ранних, так и в поздних работах, этот живописец рассказывает о страстях, о чувствах, о сердечных переживаниях. Эмоциональная палитра его картин не поддается логическому осмыслению. Конечно же, он, как и все живописцы, опирался на техническую сторону процесса, выбирая палитру красок, руководствуясь золотым сечением и симметрией при создании композиций, но в отличие от классицистов, основной акцент любой из картин Рембранта стоит совершенно в другом месте. Ему важна не красота и гармония, не благолепие и эстетизм законченной картины, а те чувства, которые эта картина должна вызвать у зрителя.

Важно отметить, что подобно Дюреру, Рембрант часто писал свои портреты – существует более 100 автопортретов этого живописца. Но в отличие от своего немецкого коллеги, Рембрант в каждом своем портрете не любовался собственной красотой или даже красотой своей любимой жены – Саскии, которую он так же часто писал, в каждом портрете этот художник подобно фотографу пытался выхватить определенный момент своей жизни, своего душевного состояния. Автопортреты Рембранта – это во многом дневник, рассказывающий о происходящем в жизни автора. Не будучи достаточно грамотным и образованным, что писать стихи или прозу на должном уровне, этот живописец использовал для самовыражения единственный известный ему инструмент – краски.

Интересно так же, что подобно римским скульпторам и некоторым живописцам эпохи Возрождения, Рембрант часто обращался к старческому портрету. Римское искусство считало потрет пожилых людей эталоном к которому следует стремиться, ведь в каждом таком портрете скрывается не только хорошенькое личико – дар богов, но и пережитая жизнь. Морщины, нахмуренные брови, изуродованные временем лица – для художника старческий портрет – это целая история, возможность написать в одном лишь рисунке целую биографию, описать жизнь и предчувствовать смерть. Рембрант, как глубоко чувствующий человек, так же опирался на старческий портрет. Особенно это становится заметно в поздний период, уже после смерти своих жены и сына, когда живописец буквально доживал свои последние годы в полной нищете и забытии.



читать дальше

@темы: арт, теория теории

Комментарии
14.09.2011 в 19:59

May the Force be with you.
Рембрандт, да, завораживает. Хочется смотреть, смотреть, не отрываясь.
14.09.2011 в 20:09

Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
bookworms, меня вообще голландская живопись поражает, что-то они совершенно особенное делали с красками в 17 веке.