Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
Один сказал:

«Коль не воинам храбрым,
но трусам победу
нередко дарил я,
то ты под землей
сидел восемь зим,
доил там коров,
рожал там детей,
ты — муж женовидный»,

Локи сказал:

«А ты, я слышал,
на острове Самсей
бил в барабан,
средь людей колдовал,
как делают ведьмы, —
ты — муж женовидный».


Я заметила одну особенность в фандоме по "Мстителях" и "Тору", особенно в англоязычной части, которая меня несколько расстраивает. Дело в том, что далеко не все читали комиксы, но почти все слышали про скандинавский миф. Думаю, что только очень-очень малограмотный человек никогда не слышал в своей жизни про такую штуку как "Старшая Эдда". Проблема только в том, что обе "Эдды" и прочие образчики скандинавского эпоса... про них все слышали, но далеко не все читали в состоянии максимально приближенном к оригиналам. В основном воспоминания о мифах сохраняются из смутного детства, но авторы все равно пользуются этими познаниями.

Вообще, вопрос адаптации мифа и его родственницы сказки - это тема очень интересная, которую в одном маленьком посте на днявочке не изложишь. Но суть в том, что для меня квинтессенцией как раз этой адаптации стал миф про то, как Локи насмешил Скади. Я помню как в нежном детстве читала в "Детской энциклопедии" про то, что Локи намешил суровую богиню охоты, нацепив на себя бороду козла. Чуть позже я прочла более жесткую версию - там Локи веселил Скади уже прицепив бороду к собственным гениталиям. А потом уже правда о чувстве юмора скандинавов открылась мне во всей красе: Локи насмешил Скади тем, что привязал себя за яйца к козлу и с диким ором играл с ним в потягушки. Вот такая Несмеяна. Естественно, что на этом фоне непристойные сказки про Белоснежку покажутся вполне приемлимыми, но благодаря романтикам и в последствии Диснею наше понимание сказки как чего-то доброго и светлого сильно исказило восприятие не всегда безоблачных оригиналов. Так появились комиксы. Но я отвлеклась.

На самом деле я начала писать этот пост потому что меня действительно удивляет повальная страсть авторов к МПРЕГу. Почти в каждом фике обязательно упоминается то, что Локи - ётун, а у ётунов нет пола и потому он может рожать детей. Каким образом скандальные подробности о рождении Слейпнира и не менее шокирующие оскорбления из Локасенны превратились в это я не знаю. Но, честно говоря, подозреваю, что причина как раз в том, что большинство пишущих авторов не совсем понимают термин "муж женовидный".
"Муж женовидный" - это не пассивный гомосксуалист или трансвестит как можно подумать. Это мужчина, который занимается женской работой: готовит, стирает, доет коров и, что самое главное, занимается определенными видами колдовства. А конкретнее речь идет о шаманизме (сейдре), который считался делом бабским в отличие от приличного гальдра с его рунами на защиту в бою и пафосными стихотворными заклинаниями считался делом скорее мужским. Непафосным гальдром вроде составления заклинаний "Я - Вася, желаю чтобы Петя и Коля при встрече друг другу в лицо плевали" занимались оба пола с одинаковым успехом. Опять же, я не буду расписывать разнообразные технические особенности шаманизма вроде смены пола, совокуплений с духами и прочей интересной, научной и объемной фигней, главное, чтобы было понятно - седром заниматься для мужчин было не самым престижным делом не только потому что мужчины при этом оказывались в уязвимом положении (позор для воина!), но и потому что шаманами постоянно овладевали и духи, и другие мужчины, если это требовалось. Один как раз такими вещами в оригинальном эпосе занимался и несколько этого стыдился. Локи же занимался женской работой (вспомните, его упрекают в том, что он пас коров) и рожал детей, будучи опять же в женском обличие. Он вообще не брезговал принимать облик особ женского пола - хоть кобылы, хоть великанши. И это, конечно, многое говорит о его потенциальной половой жизни и общем уровне морали, но основная идея этих превращений заключается в том, что Локи спал с мужчинами\рожал детей только будучи в женском обличие. Поэтому никакого МПРЕГа в мифологическом каноне нет, зато есть трансвестит-Тор и потенциальный пассивный гомосексуалист Один. :)

Я надеюсь, что расписала здесь совершенно очевидные и общеизвестные факты, поэтому прошу не сердиться и воспринять это просто как эмоциональный выброс в адрес англо-фандома.



@темы: куда ушли носки?, мифологии, THOR

Комментарии
24.06.2012 в 08:08

I am not Daredevil
Ну, по-моему все вроде как понимают, что это просто фанон такой... Ну, мне так кажется.
Хотя меня вот очень занимает, какого пола был Локи, когда забеременел, скушав сердце злой женщины? :hmm: В этом эпизоде вроде о превращениях не упоминалось.
24.06.2012 в 08:21

Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
Реати, в таком же что и Зевс когда родил Афину из головы. Это мотив мифологический.

Понимаешь, а я не уверена. В ру-фиках еще встречается разнообразие, а в англофандоме все как оди поют про нету пола и ссылаются на мифы. Учитывая сколько бреда при этом пишется в блогах...
24.06.2012 в 09:57

I look inside myself and see my heart is black.
Вот ППКС.

Видел, кстати, интересное обсуждение перевода в Эдде места про "доение коров": tes3m.diary.ru/p177685717.htm
Но в любом случае - указание на то, что Локи не стремался бывать женщиной. Впрочем, меня комиксоЛоки вообще расстраивает.

Интересно, если у йотунов нет пола и им пофиг, то как быть с теми великаншами, с которыми Один имел нежные отношения (чем он хвастается в перебранке с Тором)? Да и Ньодр, женившийся на Скади-лыжнице, у нас того-с... :laugh:
24.06.2012 в 10:34

"Муж женовидный" - это не пассивный гомосксуалист или трансвестит как можно подумать. Безотносительно к фандому и фанону, о которых я ничего не знаю, но argr (в переводе Корсуна "муж женовидный") это прежде всего именно пассивный гомосексуалист, а производными значениями от этого являются все остальные — и мужчина, делающий женскую работу, и трус, и тот, кто занимается шаманизмом. Расчленить понятие argr (ragr) на составные части сложно, но основным в нем является подразумеваемая "готовность мужчины сексуально подчиниться другому мужчине", что, естественно, может не соответствовать действительности (являться просто инвективой). но основная идея этих превращений заключается в том, что Локи спал с мужчинами\рожал детей только будучи в женском обличие. во-первых, это точно неизвестно, т.к. мифы сохранились в очень неполном виде, во-вторых, в легенде о том, что он забеременел, съев сердце сожженный ведьмы, не говорится о том, что он тогда был в женском облике.
Но главное, почему я считаю, что нельзя четко противопоставить как качественно разные категории пассивный гомосексуализм, с одной стороны, и способность Локи рожать и принимать облик женщины (и самки животного), с другой — люди времени создания эддических сказаний не разграничивали эти представления и не противопоставляли их. Обвинения в пассивном гомосексуализме могли выражаться именно в том, что мужчине говорили, что он рожал детей и обращался в самку животного. Скажем, в саге о Вельсунгах Синфьётли, поругавшийся с Гудмундом, говорит ему:
читать дальше


А в "Саге о Хитром Рэве" о персонаже, вполне земном, говорят: "Плохо говорить о таком, и вся Гренландия будет краснеть, услышав о Рэве. Когда он только сюда приехал, я увидел, что большой позор будет навлечен на Гренландию. Я мало имел с ним дел, когда был в Исландии потому, что он был не таким по природе, как другие мужчины. Он был женщиной каждую девятую ночь и нуждался в мужчине, и поэтому его называли Refr inn ragi", т.е. "превращался в женщину" тут является метафорой для исполнения сексуальной роли женщины. Понятно, что Локи-то по настоящему мог превратиться в женщину, но для людей того времени это были проявления одной и той же "немужественности", ergi, просто бог мог превратиться буквально, а человек — метафорически.

процитирую комментарии к моему посту: "читать дальше

Но я согласна с тем, что "нету пола" это бред, т.к. в том-то и дело, что нарушать границы пола было позорно.
И с тем, что Один тоже argr, разумеется, согласна. А вот Тор переоделся Фрейей очень неохотно (совсем не так, как Локи - служанкой Фрейи!), говоря, что боится - его назовут argr. или ragr
24.06.2012 в 15:52

Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
tes3m, вот буду спорить бесконечно, потому что это не так. Я подготовлю когда-нибудь (надеюсь, это случится) ссылки на тем научные работы, которые я читала и которые коренным образом отличаются в доказательной базе от твоих. Но это будет не сейчас, потому что у меня нет времени.
24.03.2013 в 15:33

Почти в каждом фике обязательно упоминается то, что Локи - ётун, а у ётунов нет пола и потому он может рожать детей.
о_О Извиняюсь, а про ётунов такое где изначально сказано?

"Муж женовидный" - это не пассивный гомосксуалист или трансвестит как можно подумать. Это мужчина, который занимается женской работой: готовит, стирает, доет коров и, что самое главное, занимается определенными видами колдовства
Согласен с такой точкой зрения, хотя думаю, и пассивных гомосексуалистов называли так же. В данном случае это как обзывательство - есть один признак или намек на него и все, можно называть так)) Всех под одну гребенку равняли.