Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
В связи с тем, что данный вопрос можно воспринять по-разному, я попробую осветить две проблемы, связанные с мусором, в современном искусстве.

Первый мусор – это мусор информационный, количество информации, которая ежедневно доходит до жителя современных городов превосходит те знания, которые годами постигали жители других веков. Художники, поэты и писатели других веков тратили годы своей жизни на чтение ограниченного количества источников, живописцы копировали работы известных мастеров или просто помогали своим учителям в выполнении их заказов. Архитектура менялась, однако города были значительно меньше, чем нынешние и исторический, допустим, в Праге или в Риме по нынешним меркам можно назвать едва ли кварталом. С одной стороны подобное меленное распространение информации приводило к тому, что наука и искусство века стояли на месте, художники едва ли могли изучать одновременно прикладное искусство примитивных народов и советский монументализм. Однако при этом, количество художников или мнящих себя таковыми резко ограничивалось естественными причинам: только по-настоящему талантливый и трудолюбивый человек готов был положить собственную жизнь на то, чтобы стать художников и зарабатывать на этом деньги. Другие люди предпочитали тратить свое время более рациональным образом – это одинаково касалось всех прослоек населения. Сейчас же, в связи с исключительной доступностью и простотой современных технологий, искусство как в самых радужных мечтах дадаистов утрачивает свои смысл и духовность. Каждая дурочка с фоточками может мнить себя художником. Нет строгих канонов искусства, которые позволяли бы четко отделять плохое от хорошего и становится дурным тоном критиковать окружающих людей за их творческие замысли, пока они не пытаются это продать лично вас. Но и в данном случае это становится вашим личным выбором – купить данный предмет искусства или пройти мимо данной информационной кучи мусора.

Сложившаяся ситуация и приходит нас к другой трактовке проблемы мусора в искусстве – это проблема мусора в его материальном воплощении. Здесь важно понимать какой шаг сделало общество и вслед за ним общество за последние сто лет. Еще в начале 20 века никому не пришло бы в голову предлагать кому-то купить сумку или туфли, сделанные из переработанных материалов. Мусор воспринимался как нечто такое, о чем стоит забыть, лишь только от него избавившись. В современном мире, когда количество мусора только растет, и появляются уже целые мусорные города в Китае или мусорные острова в Мировом Океане, искусство начинает чутко реагировать на складывающуюся проблему, ведь потребление человечества только растет и вот уже экологи бьют тревогу – скоро человечество потонет в собственных отходах, захлебнется в собственном дерьме. И в ответ на эти призывы одновременно появляются эко-движения, пропагандирующие отказ от замусоривания планеты и переработку всего, включая мозги потребителей искусства, и те, кто продаются знаменитое «дерьмо художника» ил превращают банку с супом в объект поклонения целых поколений. Мусор становится одновременно частью искусства, когда вместо дорогостоящих материалов люди строит гостиницы из пластиковых бутылок и одновременно его важнейшей темой. Общество потребление, слепое и бездушное, которое оставляет после себя мусор и этим же мусором готово питаться – это и есть воплощение проблемы мусора в современном искусстве.

Это писала на экзамене. Да, я - не самый большой фанат современного искусства.

@темы: арт, теория теории