Если ты неожиданно обнаружил, что твой спутник – Вергилий, велик шанс, что ты в аду.
Я люблю современную японскую продукцию (в том числе и искусство, если мангу можно назвать таковым) в первую очередь за практические идеальное совпадение фетишей во многих случаях. Европейская продукция и, тем более американская, в полной мере порадовать меня не может. Дело не только в том, что я любитель совмещения кровищщи, мрачной антиутопии и чего-нибудь зрелищно-красивого, нет. Просто мне кажется, что искусство непременно должно вызывать у зрителя/читателя очень яркие эмоции. Но очень важно, чтобы не только сахар лился с экрана или страниц книги, но и кровь, а так же боль - все это позволяет воспринять моменты счастья и надежды куда ярче. "Любая крайне напряженная эмоция стремится к разрядке при помощи какой-нибудь эмоции противоположного свойства. Истерический смех и слезы радости — примеры драматического эффекта, которые дает сама природа." - писал в одном из писем Эллен Терри (если я не ошибаюсь) Оскар Уайльд и я не могу с ним не согласиться. Собственно, именно поэтому японское современное искусство (а так же корейское и в меньшей мере китайское) меня устраивают больше, чем все остальные. Бывают, что в Европе или даже в Америке снимают поразительно трогающие фильмы, но там это не стоит на потоке, как в случае с Азией. Там это не потребляет массовый зритель.
Но вернемся к тому, с чем я начинала - с манги. Мне очень нравится то, что в Японии есть возможность увидеть и прочитать то, что в других странах доступно людям только в новостях или компьютерных играх. Это уродливая жестокость, кровь с экранов и страниц книг, бесчеловечные эксперименты и многое другое. То, что их во многих случаях (например, гуро) возводят в фетиш так же не является чем-то ужасным. Любой читатель или зритель, а так же автор, если он психически здоровый человек (если он не здоровый, то даже пасторальные картинки могут вызвать у него чудовищные ассоциации), осознают нереальность этих фантазий. И не предполагает, что они побуждают кого-либо к насилию. Наоборот, все эти истории, рассказывающие о том, как жизнь маленького человека ломается под влиянием неких сил и превращается в оживший кошмар, является ни чем иным как мощнейшим стимулом к реализации своих пожеланий к реальной жизни.
Вот мы все время ругаем сенен, за тупость и однообразность как жанра, но для меня он является чем-то большим, чем непрерывная череда боев. Всем известно (тупой аргумент, но что поделать), большая часть мальчишек в нежном подрочковом возрасте (это не опечатка) совершенно не интересует как вопросами реального устройства своей будущей жизни, так и какими-то глобальными вопросами. В этом возрасте современный ребенок обычно получает свободу передвижения и некоторые финансовые средства, позволяющие ему "искать себя". Обычно в строго противоположной стороне от той, куда указывают его родители. Для азиатской культуры, подверженной многовековому влиянию кофуцианства, такая проблема не так характерна, как для современной России и Европы (а так же Америки), где культ индивидуализма бурно расцветает вместе с благосостоянием общества. Но тем не менее, и них появились проблемы как с воспитанием детей, так и с воспитанием патриотов. Опять же, это связано не только с европейским влиянием, но и с ростом благосостояния общества. Когда человеку с детства не нужно рационализировать и обустраивать свою жизнь, чтобы элементарно иметь возможность покушать, то в случае отсутствия у него мощнейших стимулов к саморазвитию (увлеченность профессией, тяжелая болезнь и т.д.), он усаживается на попу и начинает думать. Далеко не всегда в нужную сторону. Причем, под нужной стороной я подразумеваю не только политические ценности, но и просто личное развитие. Не подумайте, что я веду к тому, что все зажрались и нужно ехать в деревню, пасти коров. Нет. Просто необходимо неустанно заниматься воспитанием современных детей, чтобы в нынешних, очень тяжелых условиях, они могли быть адекватными. Но для этого необходимо говорить с ними на одном, достаточно понятно языке. И начинать надо либо с раннего детства (религиозное воспитание), либо с подрочкового возраста. Как раз тот же сенен, в своей массовости, простоте и понятности, декламирует ценности типа "я = мои друзья (читай я = общество или я = моя страна)", "никогда не сдавайся", "защищай своих близких", "много работай" и т.д. и т.п. Именно такое простое вдалбливание ценностей очень эффективно. Наиболее эффективно, я бы сказала.
Но вернемся к тому, с чем я начинала - с манги. Мне очень нравится то, что в Японии есть возможность увидеть и прочитать то, что в других странах доступно людям только в новостях или компьютерных играх. Это уродливая жестокость, кровь с экранов и страниц книг, бесчеловечные эксперименты и многое другое. То, что их во многих случаях (например, гуро) возводят в фетиш так же не является чем-то ужасным. Любой читатель или зритель, а так же автор, если он психически здоровый человек (если он не здоровый, то даже пасторальные картинки могут вызвать у него чудовищные ассоциации), осознают нереальность этих фантазий. И не предполагает, что они побуждают кого-либо к насилию. Наоборот, все эти истории, рассказывающие о том, как жизнь маленького человека ломается под влиянием неких сил и превращается в оживший кошмар, является ни чем иным как мощнейшим стимулом к реализации своих пожеланий к реальной жизни.
Вот мы все время ругаем сенен, за тупость и однообразность как жанра, но для меня он является чем-то большим, чем непрерывная череда боев. Всем известно (тупой аргумент, но что поделать), большая часть мальчишек в нежном подрочковом возрасте (это не опечатка) совершенно не интересует как вопросами реального устройства своей будущей жизни, так и какими-то глобальными вопросами. В этом возрасте современный ребенок обычно получает свободу передвижения и некоторые финансовые средства, позволяющие ему "искать себя". Обычно в строго противоположной стороне от той, куда указывают его родители. Для азиатской культуры, подверженной многовековому влиянию кофуцианства, такая проблема не так характерна, как для современной России и Европы (а так же Америки), где культ индивидуализма бурно расцветает вместе с благосостоянием общества. Но тем не менее, и них появились проблемы как с воспитанием детей, так и с воспитанием патриотов. Опять же, это связано не только с европейским влиянием, но и с ростом благосостояния общества. Когда человеку с детства не нужно рационализировать и обустраивать свою жизнь, чтобы элементарно иметь возможность покушать, то в случае отсутствия у него мощнейших стимулов к саморазвитию (увлеченность профессией, тяжелая болезнь и т.д.), он усаживается на попу и начинает думать. Далеко не всегда в нужную сторону. Причем, под нужной стороной я подразумеваю не только политические ценности, но и просто личное развитие. Не подумайте, что я веду к тому, что все зажрались и нужно ехать в деревню, пасти коров. Нет. Просто необходимо неустанно заниматься воспитанием современных детей, чтобы в нынешних, очень тяжелых условиях, они могли быть адекватными. Но для этого необходимо говорить с ними на одном, достаточно понятно языке. И начинать надо либо с раннего детства (религиозное воспитание), либо с подрочкового возраста. Как раз тот же сенен, в своей массовости, простоте и понятности, декламирует ценности типа "я = мои друзья (читай я = общество или я = моя страна)", "никогда не сдавайся", "защищай своих близких", "много работай" и т.д. и т.п. Именно такое простое вдалбливание ценностей очень эффективно. Наиболее эффективно, я бы сказала.